Кудрявцев Олег Федорович

Фото: 

Профессор кафедры всемирной и отечественной истории

Д.ист.н., профессор

Образование: 
- 1976 - Московский государственный унивеситет им. М.В. Ломоносова, диплом с отличием, «Гуманистические идеи Марсилио Фичино» 
- 1980 - Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР, кандидат исторических наук, «Проблемы политической интеграции Западной Европы во внешней политике Италии (70-е гг.)» 
- 1991 - Институт всеобщей истории РАН, доктор исторических наук, «Ренессансный гуманизм и “Утопия”»

Трудовая деятельность: 
- 1979-1995 – Институт всеобщей истории РАН, младший/ведущий научный сотрудник 
- 1995-2002 – Московский педагогический университет, профессор, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков 
- 2002-2004 – Институт всеобщей истории РАН, ведущий научный сотрудник 
- 2004 - настоящее время – Московский государственный институт международных отношений (университет). 

Участие в научных сообществах и изданиях: 
- заместитель председателя Бюро Комиссии по культуре Возрождения Научного Совета по истории мировой культуры РАН; 
- эксперт Российского гуманитарного научного фонда; 
- член редколлегии журнала «Древняя Русь. Вопросы дедиевистики»; 
- член редколлегии ежегодников по культуре Возрождения.

- член редколлегии "Вестник Удмуртского университета. Серия История и Филология" 

Основные научные интересы 
- история культуры и общественной мысли Европы средних веков, эпохи Возрождения и раннего Нового времени; 
- русско-европейские политические отношения и культурные связи XV-XIX вв.

Основные научные публикации: 
- Ренессансный гуманизм и "Утопия". М., 1991. Наука. С. 288 (18,5 а.л.). 
- Купец. Гуманист. Придворный. Нравственные идеалы эпохи Возрождения. Составление, перевод источников, комментарии, статьи // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 351-575 (13 а.л.). 
- Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. 336 С. (18 а.л.). 
- Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997. 401 С. (24 а.л.). 
- Двоякий образ России: Сигизмунд Герберштейн и его предшественники // От средних веков к Возрождению. Сборник в честь проф. Л.М. Брагиной. СПб., 2003. С. 186-215 (2,2 а.л.). 
- Великая Русь рыцаря Де Ланноа. Первое западное описание Руси // Родина. 2003. N 12. С. 76-79 (0,5 а.л.). 
- «Хроника» францисканца Салимбене де Адам: историописатель и время // Салимбене де Адам. Хроника. М., 2004. C. 825-861 (3 а.л.). 
- Мудрость язычников на службе божественного провидения: призвание Марсилия Фичино // Общественная мысль в контексте истории культуры. М., 2004. С. 66-146 (5 а.л.).

  - «Умри, Флоренция, Иуда». Итальянское Возрождение в восприятии русской культуры // Новая и новейшая история. 2004. N 5. C. 214-222 (0,8 а.л.). 

- Флорентийская Платоновская академия. Очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М., 2008. (35 а. л.).

- Западные известия первой половины XV в. о Руси // Европейское Возрождение и русская культура XV-середины XVII в.: контакты и взаимное восприятие. М., 2013. С. 31-67 (2,5 а.л.) 
- La discussion sur les merites respectives de la vie contemplative et pratique dans le dialogue de Jacques sadolet “De laudibus philosophiae’ // L’Homme et l’histoire. M., 1990. P. 218-230. 
- L’identification des Russes par les europeens de la seconde moitie du 15e a la premiere moitie du 16e siecle // Issues and Resources for the Study of Medieval Central Europe. Budapest, 2001. P. 89-94. 
- Das ambivalente Bild Russlands. Sigismund von Herberstein und seine Vorgaenger // 450 Jahre Sigismund von Herbersteins Rerum Moscoviticarum Commentarii. Jubilaeumsvortraege herausgegeben von Frank Kaempfer und Reinhard Froetschner. Wiesbaden, 2002. S. 101-114.

-  “Muori, Firenze, Giuda”. L’ItaliadelRinascimentonelgiudiziodellaculturarussa(«Умри, Флоренция, Иуда». Культура итальянского Возрождения под судом русской культуры) // RinascimentoeAntirinascimento. Firenze nella cultura russa fra Otto e Novecento / A cura di L. Tonini. Firenze, 2012. P. 31-44 (0,8 а.л.).

- Die heilige Rus. Der russische Traum des Doktor Johann Fabri (СвятаяРусь. РусскаягрезадоктораИоганнаФабри) // Bayern und Russland in vormoderner Zeit. Annaeherungen bis in die Zeit Peters des Grossen. Muenchen, 2012. S. 87-123 (1,7 а.л.).

Основные учебные пособия: 
- Образ человека в зеркале гуманизма. Мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVI вв.). М. 1999. 400 С. (24,3 а.л.). (В соавт. с Н.В.Ревякиной) – учебное пособие по педагогической антропологии. 
- История средних веков // Программы по истории для студентов I курса. М., МФТИ. 2000. С. 18-37 (2 а.л.).

- История средних веков (программа курса МГОУ). М. 2004. 35 С. (2,5 а.л.). (в соавт. с В.А. Антоновым).

- Методические материалы по курсу «Всемирная история» для факультета МО. М., 2010.

- [В соавторстве с М.Ю. Мягковым]. Методические материалы по курсу «Отечественная история» для факультета политология. М., 2010.

Общее число опубликованных работ - 340. 

 

Карта Московской Руси Антона Вида и Ивана Ляцкого

Статья опубликована в журнале: Древняя Русь. Вопросы медиевистики.2017. № 2 (68) С. 40-57
 
Аннотация:
В статье рассматривается карта, изготовленная в начале 40-х гг. XVI в. данцигским картографом Антоном Видом в сотрудничестве с русскимполитическим эмигрантом и знатоком географии своей страны Иваном Ляцким. Внимание уделено содержанию карты, нанесенным на ней объектам физической географии, изображениям животных, городов, форм

Обочина прогресса: русские земли в изображении Иоанна Боэмуса

статья опубликована в изд.: Cursormundi. Человек Античности,Средневековья и Возрождения. Иваново, 2017. Вып. 9. С. 117-132
 
Аннотация:
В статье анализируются сведения о Руси/Московии в сочинении немецкого гуманиста Иоанна Боэмуса «Нравы,законы и обычаи всех народов», которое увидело свет в 1520 г. в Аугсбурге. Показано, что,составляя свою компиляцию, Боэмус в повествовании о России был мало оригинален и зависел от своих предшественников, прежде всего таких

«Среди варварских народов, совершенно чуждых всякой цивилизации»: информацияИосафата Барбаро о Московской Руси и сопредельных землях

статья опубликована: Средние века. 2014. Вып. 75 (3-4). С. 290-302

 

УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ И КРАСОТЕ МАРСИЛИО ФИЧИНО

статья опубликована в изд.: Образы любви и красоты в культуре Возрождения. М., 2008. С. 39-52
 
В письме к своему близкому другу Джованни Кавальканти,
написанном ок. 1474 г., Фичино наставлял о том, как следует
воспринимать красоту наличного мира: “Красота тела заключается не
в материальной тени, но в ясности и грации формы, не в темной массе,
но в некоторого рода ясной пропорции, не в косной и оцепенелой
тяжести, но в числе и надлежащей мере. Свет, грация, пропорция,

Ренессансный историко-культурный синтез в трудах гуманистов флорентийской Платоновской академии

статья опубликована в изд.: Вестник РГНФ. 2006. 4 (45). С. 16-23
 
Аннотация: В статье показаны новые тенденции в идеологии и
организации гуманистического движения второй половины XV в.,
выдвижение, обоснование и осуществление задач универсального
историко-культурного синтеза в деятельности флорентийской
Платоновской академии, рассматривается круг ее участников и
покровителей. Отдельное внимание уделено наиболее важным

ОБ ОДНОМ АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО УЧЕНИЯ МАРСИЛИЯ ФИЧИНО: ДОБРОДЕТЕЛЬ ВЕЛИКОЛЕПИЯ

статья опубликована в изд.: Человек в культуре античности, средних веков и Возрождения. Иваново, 2006. С. 123-128
 
Вопросы морали – одни из главных и часто обсуждаемых в
философском наследии Фичино. В них он стремился быть
продолжателем давней традиции. Поэтому излагая учение о нравах,
толкуя о добродетелях и пороках, он совсем не претендовал на
самостоятельность. Тем не менее, отдельные стороны его этических
воззрений обращают на себя внимание, если не своей

“ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ”: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО УЧЕНИЯ ГУМАНИСТОВ ФЛОРЕНТИЙСКОЙ ПЛАТОНОВСКОЙ АКАДЕМИИ

статья опубликована в изд.: Культурные связи в Европе эпохи Возрождения. М., 2010. С. 38-56
 
Вопросы морали – одни из главных и часто обсуждаемых в философском
наследии Фичино и гуманистов его круга, известного в историографии как
флорентийская Платоновская академия. При этом, излагая учение о нравах,
толкуя о добродетелях и пороках, ни Фичино, ни близкие ему мыслители
совсем не претендовали на самостоятельность. И все же отдельные стороны

Альберти и Фичино: история отношений

статья опубликована в изд.: Леон Батиста Альберти и культура Возрождения. М., 2008. С. 74-84
 
Среди тех, кого Фичино в перечне близких ему людей, образующих
основной состав его кружка, причислял к “друзьям-собеседникам”
(familiars confabulators), следует выделить небольшую группу
гуманистов, отношения которых с главой флорентийских платоников
заслуживают специального внимания. Каждый из них стяжал прочную
славу среди современников и в потомстве, представляя собой

Страницы

Подписка на RSS - Кудрявцев Олег Федорович