Образ и текст: собрание картин, сопровожденных элогиями, в Музее Павла Йовия

статья опубликована в изд.: Собирательство и меценатство в эпоху Возрождения. М., «РОССПЭН». 2015. С. 95-106
 
Джованни Паоло Ломаццо был явно несправедлив к Павел Йовию,
недопустимо умалял его роль первооснователя того, что сейчас нам хорошо
известно как художественный музей. В своем «Трактате об искусстве
живописи, скульптуры и архитектуры», первым изданием вышедшим в 1584
г. в Милане, он указывал его в конце перечня тех, кто, получая удовольствие
от лицезрения «статуй, медалей, живописных работ прославленных мастеров,
создают из них музеи (nefannoimusei), как император, король Франции в
Фонтенбло, король Испании, герцог Савойский, великий герцог Тосканский,
герцог Баварский, Павел Йовий епископ Ночерский (diNocera) и в целом
многие другие государи и господа»1.Ломаццо был, выражаясь на
современном пошловатом политическом жаргоне, «политкорректен», начав
перечисление с императора, считавшегося первым среди европейских
государей, и далее в порядке убывания их места на лестнице монархов
называя других вплоть до Йовия, который, впрочем, и государем-то не был.
Но если иметь в виду историю возникновения музеев как особых институтов
культуры, следует признать, что его имя Ломаццо должен был бы упомянуть
в этом перечне первым уже потому, что многие из перечисленных (но – и на
это нужно обратить внимание – не названных по имени государей?!) открыто
следовали примеру, данному Йовием, и многое – очень многое – просто
заимствовали у него.